Підбір та діагностика моніторів /Monitors

//

Параметры мониторов

Разрешение

https://ru.wikipedia.org/wiki/Разрешение экрана монитора

TMS9918, ZX Spectrum 256×192 1,33 (4:3) 49 152
CGA 4-color (1981), Atari ST 16 color, VIC-II HiRes, Amiga OCS NTSC LowRes 320×240 1,33 (4:3) 76 800
VGA (в 1987) и MCGA 640×480 1,33 (4:3) 307 200
SVGA 800×600 1,33 (4:3) 480 000
XGA (в 1990) 1024×768 1,33 (4:3) 786 432
WXGA / HD Ready (HDTV) 1366×768 1,78 (16:9) 1 048 576
XGA+ 1152×864 1,33 (4:3) 995 328
WSXGA, WXGA+ 1440×900 1,60 (8:5) 1 296 000
wXGA++ 1600×900 1,78 (16:9) 1 440 000
SXGA 1280×960 1,33 (4:3) 1 228 800
SXGA 1280×1024 1,25 (5:4) 1 310 720
SXGA+ 1400×1050 1,33 (4:3) 1 470 000
WSXGA+ 1680×1050 1,60 (8:5) 1 764 000
Full HD 1080p (HDTV) 1920×1080 1,78 (16:9) 2 073 600
UWHD 2560×1080 2,33 (21:9) 2 764 800
- 3840×1080 3,55 (32:9) 4 147 200
UXGA 1600×1200 1,33 (4:3) 1 920 000
WUXGA 1920×1200 1,60 (8:5) 2 304 000
WQXGA / Quad HD 1440p 2560×1440 1,78 (16:9) 3 686 400
- 3440×1440 2,33 (21:9) 4 953 600
DQHD 5120×1440 3,55 (32:9) 7 372 800
WQXGA 2560×1600 1,60 (8:5) 4 096 000
Apple MacBook Pro with Retina 2880×1800 1,60 (8:5) 5 148 000
4K UHD (Ultra HD) 2160p (UHDTV-1) 3840×2160 1,78 (16:9) 8 294 400
4K UHD 4096×2160 1,896 (256:135) 8 847 360
WQUXGA (QSXGA-W) 3840×2400 1,60 (8:5) 9 216 000
Apple iMac (with Retina 5K display) 5120×2880 1,78 (16:9) 14 745 600
? 6016×3384 1,78 (16:9) 20 358 144

Размер пикселя

Размер пикселя матрицы (также шаг точки) измеряют по вертикали, по горизонтали и иногда по диагонали. Меньший размер пикселя шаг точки обеспечивает четкое и детализированное изображение, но уменьшает и этим затрудняет работу с текстом и элементам интерфейса. Хотя в операционных системах предусмотрена возможность масштабирования, во многих програмах они не поддерживается, или работает неудовлетворительно.

Типичный размер пикселя по горизонтали и вертикале равен:

  • 0.260 .. 0.290 мм - обычный монитор, в масштабе 100% шрифт мелковат
  • 0.290 .. 0.320 мм - комфортный монитор, в масштабе 100% шрифт мелковат
  • /

Типы матриц

Среди широкого ассортимента ЖК-матриц можно выделить три больших семейства: TN, IPS и *VA. К особому типу относятся матрицы с использованием IGZO.

  • TN (Twisted Nematic) — самая старая и одна из самых распространенных технологий изготовления матриц. Она применяется во многих моделях ЖК-мониторов.
    Достоинствами такого варианта являются низкая цена и самое малое время отклика среди всех матриц.
    К недостаткам относятся ограниченные углы обзора (недавно ситуация улучшилась благодаря применению TN+Film), невысокая контрастность, невозможность получения идеально черного цвета, весьма посредственная цветопередача. Помимо этого, при выходе из строя одного из управляющих тонкопленочных транзисторов появляется горящая точка (в отличие, например, от матрицы, изготовленной по технологии IPS или MVA, где "битый" пиксел не светится, а остается черным).
    TN считается идеальным решением для бюджетных офисных и домашних моделей, а также мониторов для геймеров (за счет малого времени отклика).
  • IPS (In Plane Switching) была разработана совместно компаниями Hitachi и NEC.
    Среди ее достоинств выделяются широкие углы обзора, хороший черный цвет и великолепная цветопередача.
    Недостатком этого решения можно считать высокую стоимость.
    IPS рекомендованы дизайнерам и другим специалистам, для которых важна цветопередача. Кроме того, эти матрицы подходят для игр и просмотра фильмов.
    В группу IPS-матриц также входят AH-IPS, E-IPS, H-IPS, P-IPS, S-IPS, UH-IPS, PLS, Super PLS. От простой IPS они отличаются незначительно.
  • Super-IPS, или S-IPS, является улучшенной версией IPS с уменьшенным временем отклика.
  • E-IPS (Enhanced IPS) отличается увеличенным углом обзора, сокращенным до 5 мс временем отклика и повышенной светопроницаемостью.
  • Н-IPS также обладает уменьшенным временем отклика в сочетании с увеличением контрастности.
  • UH-IPS (Ultra Horizontal IPS) является улучшенной версией H-IPS. Благодаря уменьшению размера полосы, разделяющей субпикселы, на 18 % было увеличено пропускание света.
  • P-IPS (Professional IPS) имеет увеличенное число возможных градаций цвета (до 1.07 млрд цветов), что гарантирует более широкий цветовой охват.
  • AH-IPS (Advanced High Performance IPS) обеспечивает улучшенную цветопередачу и уменьшенный минимально допустимый размер пиксела.
  • PLS (Plane-to-Line Switching) была предложена компанией Samsung как альтернатива IPS-матрицы. Ее достоинствами являются более низкая стоимость и повышенная плотность пикселов.
    Матрица Super PLS, согласно заявлению производителя, значительно превосходит IPS по углам обзора и на 10 % — по яркости, при этом производство новых панелей обходится дешевле на 15 %.
    Технология *VA (vertical alignment, вертикальное выравнивание). Ее можно считать компромиссным решением между матрицами TN и IPS. Углы обзора этих матриц достигают 178 градусов, и по времени доступа они лишь незначительно отстают от TN. Матрицы *VA обеспечивают глубокий черный цвет и хорошую цветопередачу. По качеству передачи цветных деталей *VA уступают IPS, компенсируя это более привлекательной ценой.
    Мониторы на базе *VA-матриц рекомендованы для игр, просмотра фильмов и фотографий.
    Матрицы MVA (Multi-domain Vertical Alignment) были представлены компанией Fujitsu через год после появления VA. Производители решили проблемы с отображением цвета, возникавшие при просмотре видео под углом к монитору.
  • PVA (Patterned Vertical Alignment) была предложена компанией Samsung. По сравнению с MVA, здесь уменьшено время реакции пиксела.
  • С-PVA представляет собой обновленную версию PVA и отличается более доступной ценой.
  • S-PVA (Super PVA) — улучшенная версия PVA, разработанная компанией Samsung. По сравнению с PVA, увеличены углы обзора матрицы.
  • A-MVA (Advanced MVA) является улучшенным вариантом MVA-матриц, который обладает более широкими углами обзора и повышенной контрастностью.
  • AHVA (Advanced Hyper-Viewing Angle) является улучшенной технологией MVA. Корректировкам подверглись углы обзора, контраст и цветовой охват. Кроме того, благодаря повышенному светопропусканию было снижено энергопотребление.
    Компания Sharp предложила использовать в ЖК-матрицах в качестве материала для тонкоплёночных транзисторов IGZO (Indium gallium zinc oxide, оксид индия, галлия и цинка). По сравнению с традиционным материалом управляющих транзисторов (аморфным кремнием), IGZO обладает рядом преимуществ. Новый материал позволяет значительно уменьшить размеры транзисторов, снизить потребление энергии, увеличить скорость отклика, уменьшить размеры пиксела. IGZO применяется для создания ЖК-матриц с рекордно высоким разрешением. Такие модели обходятся недешево, — и это их основной недостаток.

Тип LED-подсветки

В современных ЖК-мониторах можно встретить различные варианты светодиодной подсветки:

  • WLED (White LED) основана на использовании светодиодов белого света, которые обычно устанавливаются с торца ЖК-матрицы. Специальное светоотражающее покрытие и световод позволяют получать равномерное освещение экрана. Периферическая светодиодная подсветка Edge WLED способствует значительному уменьшению толщины монитора (2—3 см вместо 10 см). Из недостатков такой подсветки можно отметить не самый широкий спектральный охват.
  • GB LED (Green Blue LED) представляет собой модернизированную WLED-подсветку. Вместо белых светодиодов используется пара из зеленого и синего светодиодов с подмешиванием красного люминофора. GB LED обеспечивает более широкий спектральный охват и при этом обходится дешевле, чем RGB LED.
    Для реализации подсветки RGB LED используется матрица из светодиодов трех основных оттенков (красного, зеленого и синего), равномерно распределенных по всей поверхности экрана. Такая конструкция позволяет задавать яркость и цвет подсветки для отдельной области экрана, в зависимости от выводимого изображения. Это способствует повышению качества картинки: улучшению цветопередачи и увеличению контрастности. Мониторы с RGB LED обходятся дороже моделей с другими вариантами подсветки.
  • QLED позволяет расширить цветовой охват экрана, то есть увеличить количество отображаемых цветовых оттенков.

Максимальное количество цветов

Максимальное число оттенков, которое способен отображать монитор.
Этот параметр актуален только для ЖК-мониторов, т. к. у ЭЛТ-мониторов максимальное количество передаваемых цветов можно считать неограниченным.

Максимальное число оттенков зависит от числа разрядов используемых в ЖК-панели. Многие жидкокристаллические мониторы оснащаются 18-разрядными панелями (6 бит на один цвет), которые способны отображать 262 тысячи тонов. Cпециальная технология — дизеринг — позволяет таким панелям воспроизводить до 16.2 млн. оттенков. Суть дизеринга состоит в том, что нужный цвет создается путем смешивания других, близких к нему оттенков. Это достигается посредством быстрого переключения пиксела между двумя другими оттенками (более насыщенным и менее насыщенным по сравнению с требуемым тоном). Из-за инерционности зрения человек воспринимает мигающий пиксел как постоянный, имеющий требуемый усредненный оттенок.

ЖК-мониторы с 24-х разрядной панелью способны отображать 16.7 млн оттенков, причем без использования дополнительных ухищрений. Такими панелями оснащаются мониторы более высокого класса, где цветопередача играет важную роль.

Мониторы с 30-битной панелью могут передавать более миллиарда (1073 млн) оттенков. Такие модели предназначены в первую очередь для тех, кто профессионально работает с цветом.
Важно понимать, что для получения изображения с 30-битным цветом требуется компьютер с видеокартой, способной работать в этом режиме. В настоящее время большинство видеоадаптеров имеют 24-битный цвет. Мониторы с широким цветовым охватом позволяют получать более естественные и натуральные тона и обеспечивают плавный цветовой градиент (переход от одного оттенка изображения к другому).

Контрастность

Контрастность - отношение максимальной яркости экрана (при показе белого поля) к минимальной яркости (при показе черного поля). Контрастность является важным параметром при оценке качества изображения у ЖК-мониторов. Данная величина определяет способность к передаче оттенков и полутонов. Чем выше контрастность у монитора, тем лучше он справится с воспроизведением затемненного изображения. Считается, что для нормальной работы человеческого глаза уровень контрастности должен быть не ниже 250, значение 500-600 можно считать хорошим, а 800-1000 - очень хорошим.
Для ЭЛТ-мониторов контрастность обычно не указывается, у профессиональных ЭЛТ-мониторов соотношение контрастности превышает 1000:1.

Источники

Leave a Reply